Поправки в закон о просветительской деятельности (об образовании) 2024, Блоггерам придётся подстроиться

Просветительская деятельность Юридические

Если вам интересно, как меняется законодательство в сфере блоггеров и образования (просветительская деятельность) и, что нужно (необходимо) сделать, чтобы не нарушать закон («чтобы не попасть»), то вам будет интересно почитать и понять эту запись.

Просветительская деятельность 2024– это…

Просветительская деятельность прописана в законе в пункте 35 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ».

суть определения культурно просветительской деятельности в 2024 —

35) просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 35 введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 85-ФЗ)

Статья 12.2. Общие требования к осуществлению просветительской деятельности

(введена Федеральным законом от 05.04.2021 N 85-ФЗ)

  1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
  3. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила осуществления просветительской деятельности

Правила осуществления просветительской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.07.2022 N 1195.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней.

2. Настоящие Правила не распространяются на отношения, связанные с осуществлением просветительской деятельности в рамках культурно-просветительской деятельности религиозных организаций.

3. Просветительская деятельность осуществляется органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными ими организациями, а также может осуществляться физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами (далее — организаторы просветительской деятельности) с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

4. Содержание просветительской деятельности должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации.

5. Просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6. Сообщения и материалы организатора просветительской деятельности, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом, выполняющим функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента.

7. Организатор просветительской деятельности обязан не допускать использование просветительской деятельности в целях, указанных в части 2 статьи 12.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также распространение информации, указанной в части 1 статьи 10.6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

8. В случае если имеются основания полагать, что при осуществлении просветительской деятельности допущены нарушения законодательства Российской Федерации, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния и (или) признаки административного правонарушения, государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели вправе обратиться по указанным фактам в уполномоченные государственные органы в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и (или) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

9. В случае установления признаков возможного распространения при осуществлении просветительской деятельности информации с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) настоящих Правил государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели вправе направить в Министерство просвещения Российской Федерации обращение о фактах распространения такой информации. Форма и порядок направления обращения и прилагаемых к нему документов определяются Министерством просвещения Российской Федерации.

10. В течение 10 рабочих дней с даты получения обращения, указанного в пункте 9 настоящих Правил, и прилагаемых к нему документов Министерство просвещения Российской Федерации рассматривает его на предмет наличия или отсутствия фактов нарушения законодательства Российской Федерации и (или) настоящих Правил и информирует государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица, физические лица и индивидуальных предпринимателей. Для рассмотрения обращения могут привлекаться заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

В случае подтверждения фактов нарушения законодательства Российской Федерации и (или) настоящих Правил Министерство просвещения Российской Федерации до истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, направляет организатору просветительской деятельности уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) прекращения распространения информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил.

11. Организатор просветительской деятельности, осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уведомляет о планируемом осуществлении просветительской деятельности Министерство просвещения Российской Федерации с приложением программы просветительской деятельности не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации. Форма и порядок направления такого уведомления и прилагаемых к нему документов определяется Министерством просвещения Российской Федерации.

Положения настоящего пункта не распространяются на просветительскую деятельность, осуществляемую организатором просветительской деятельности, являющимся органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, уполномоченной указанными органами, а также осуществляемую полностью или частично за счет средств грантов в форме субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В программе просветительской деятельности, указанной в пункте 11 настоящих Правил, в объеме сведений, определенном Министерством просвещения Российской Федерации, должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы.

13. Министерство просвещения Российской Федерации при рассмотрении программы просветительской деятельности, указанной в пункте 11 настоящих Правил, проводит ее оценку на предмет соответствия законодательству Российской Федерации, настоящим Правилам, а также документам стратегического планирования в порядке, определяемом Министерством просвещения Российской Федерации, и при необходимости с привлечением организации, уполномоченной Министерством на проведение такой оценки.

14. В случае выявления по результатам оценки, указанной в пункте 13 настоящих Правил, несоответствия программы просветительской деятельности законодательству Российской Федерации и (или) настоящим Правилам, а также документам стратегического планирования Министерство просвещения Российской Федерации не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации уведомляет организатора просветительской деятельности о необходимости устранения причин и условий такого несоответствия.

15. Организатор просветительской деятельности, получивший уведомление, указанное в пункте 14 настоящих Правил, обеспечивает приведение программы просветительской деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, а также с документами стратегического планирования до начала ее реализации.

Направления просветительской деятельности

Среди направлений просветительской деятельности в проекте назвали:

  • распространение духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; (культурно просветительская деятельность).
  • распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека;
  • развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности;
  • популяризация достижений современной науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
  • формирование экологической культуры, бережного отношения ‎к природе, рационального использования природных ресурсов;
  • распространение знаний о здоровом образе жизни;
  • распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека;
  • повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
  • распространение знаний о формах и методах генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытий, нестандартных решений и т.п.;
  • по иным направлениям, соответствующим целям просветительской деятельности, установленным пунктом 35 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Просветительская деятельность__
Просветительская деятельность__

Формы просветительской деятельности

Возможные формы этой деятельности:

  1. организация презентаций, лекториев;
  2. проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий;
  3. организация размещения или распространения информационно-печатной продукции, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  4. организация демонстрации или распространения видео-, аудиоматериалов, том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  5. создание просветительских интернет-порталов;
  6. в иных формах, обеспечивающих достижение целей просветительской деятельности.

Требования к блоггерам, преподавателям, Предпринимателям

Физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), заключающие Договор, на момент заключения Договора должны соответствовать следующим требованиям:

а) являются совершеннолетними;

б) принимают (принимали) участие в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее 2-х лет, предшествующих заключению Договора, осуществляют деятельность, соответствующую направлениям просветительской деятельности, указанным в пункте 2 настоящего Положения;

в) отсутствуют ограничения к занятию педагогической деятельностью, предусмотренные статьей 331 Трудового кодекса Российской Федерации.

Чтобы Юрлицу организовать, например, мастер-класс, ему нужно будет заключить с образовательной, научной или культурной организацией договор об оказании услуг. На момент его заключения юрлицо обязано отвечать всем следующим требованиям:

— оно не входит в реестр некоммерческих организаций — иностранных агентов;

— не имеет долгов по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

— планирует пригласить лектора, который вправе быть педагогом; ст. 331 ТК РФ

— разместило на своем сайте информацию о дате создания юрлица, учредителях, месте нахождения юрлица и его обособленных подразделений (если они есть), а также номера телефонов и адреса электронной почты;

— опубликовало на своем сайте данные о лекторе с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.

В проекте есть и другие положения. Проект проходит общественное обсуждение.

Напомним, понятие просветительской деятельности и общие требования к ней решили ввести в Закон об образовании с 1 июня 2021. В связи с этим проектируемые правила заработают, скорее всего, не раньше этого дня.

Кто может заниматься преподаванием, педагогической деятельностью (ТК РФ)

Статья 331 Трудового Кодекса РФ Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
  • Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Статья 331.1 Трудового Кодекса, Особенности отстранения от работы педагогических работников

Наряду с указанными в статье 76 настоящего Кодекса случаями работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) педагогического работника на весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда.

Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

п.3 Статья 28 ФЗ «Об образовании в РФ»

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 18.03.2020 N 53-ФЗ)

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)

18) утратил силу. — Федеральный закон от 04.06.2014 N 148-ФЗ;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Николай

Более 16 лет юридической практики. Имел дела с совершенно разными юридическими вопросами. Также на основе своего проверенного жизненного опыта делюсь с вами полезностями.

Оцените автора
В опыте | Vexperience.ru
Добавить комментарий